Семейный бюджет
Семейный бюджет
Сбережения
Сбережения
Кредиты и долги
Кредиты и долги
Защита прав потребителей
Защита прав потребителей
О финансах
О финансах
Инвестирование
Инвестирование
Финансовая безопасность и страхование
Финансовая безопасность и страхование
Налоги и отчисления
Налоги и отчисления

От риска к устойчивости: Роль финансовой грамотности в предотвращении преступности среди молодежи

Финансовая безопасность Опубликовано 30 Сентября 2025
От риска к устойчивости: Роль финансовой грамотности в предотвращении преступности среди молодежи

Представляем вашему вниманию обзор основных тезисов исследования “От риска к устойчивости: Роль финансовой грамотности в предотвращении преступности среди молодежи” («From risk to resilience: The role of financial literacy in youth crime prevention») Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) . С полной версией исследования можно ознакомиться по ссылке: https://www.osce.org/files/f/documents/e/c/588529.pdf

Раздел 1: Введение: Финансовая грамотность как недостающее звено в превенции молодежной преступности

Вовлечение молодежи в организованную преступность представляет собой нарастающую угрозу в регионе ОБСЕ. Организованные преступные группы (ОПГ) целенаправленно вербуют несовершеннолетних, не достигших возраста уголовной ответственности (обычно 14 лет), чтобы избегать судебного преследования. Социальные издержки огромны: один многократный правонарушитель к 25 годам наносит ущерб, оцениваемый в 1,7 миллиона евро, что доказывает необходимость инвестиций в превентивные меры. Глобальные кризисы, такие как пандемия COVID-19, усугубили социально-экономическую уязвимость молодежи, делая ее более восприимчивой к вербовке.

Настоящее исследование, основанное на данных из 21 страны-участницы ОБСЕ, доказывает, что финансовая неграмотность является не просто сопутствующим фактором, а активным катализатором, который значительно усиливает риски вовлечения молодежи в преступную деятельность.

Под финансовой грамотностью понимается «сочетание осведомленности, знаний, навыков, установок и поведенческих моделей, необходимых для принятия обоснованных финансовых решений и... для достижения личного финансового благополучия» (ОЭСР).

Проблема имеет под собой прочную эмпирическую основу. Данные ОЭСР показывают тревожно низкий уровень финансовых знаний среди молодежи. Согласно исследованию PISA 2022, 18% 15-летних учащихся не достигают базового уровня финансовой грамотности. Особую озабоченность вызывает гендерный разрыв: девушки демонстрируют более низкие результаты по сравнению с юношами. Эта проблема указывает на более глубокий системный сбой. Данные Всемирного банка свидетельствуют о глобальном «кризисе обучения», а исследования ОЭСР показывают, что уровень финансовой грамотности напрямую коррелирует с базовыми академическими навыками. Таким образом, низкий уровень базового образования ведет к низкой финансовой грамотности, что требует двухуровневых превентивных стратегий: укрепление фундаментального образования и целевое обучение финансовым навыкам.

Раздел 2: Драйверы криминализации: Как финансовая неграмотность усиливает факторы риска

Эмпирические данные ОБСЕ доказывают, что финансовая неграмотность действует как мультипликатор риска, проявляясь на трех уровнях: внутри семьи, в виде долговой зависимости и через психологическую привлекательность криминального обогащения.

2.1. Семейный кризис и долговая ловушка

Под давлением финансового стресса семья может превратиться в среду, способствующую девиантному поведению. 82% опрошенных специалистов подтверждают прямую связь между низкой финансовой грамотностью и вовлечением подростков в деятельность ОПГ. Финансовая неграмотность родителей усугубляет такие факторы риска, как домашнее насилие, пренебрежение обязанностями и злоупотребление психоактивными веществами. Это создает порочный круг, где финансовая дисфункция одного поколения порождает психологическую травму у следующего, вызывая «финансовую травму» и формируя «укороченный горизонт будущего», что делает подростков невосприимчивыми к идеям сбережений и склонными к поиску немедленного вознаграждения.

ОПГ активно используют тактику «долговой кабалы», предоставляя молодежи кредиты с грабительскими условиями. Из-за отсутствия финансовых знаний подростки не могут оценить риски и становятся легкой добычей. Как только долг сформирован, ОПГ принуждают молодых людей «отрабатывать» его путем участия в преступной деятельности, например, инсценируя «потерю» товара или формируя наркотическую зависимость. Эта тактика имеет гендерные аспекты: юношей чаще вовлекают в криминальную эксплуатацию (курьеры, дилеры), а девушек — в сексуальную.

2.2. Иллюзия «быстрых денег» и роль социальных сетей

Привлекательность мгновенного обогащения воздействует на молодежь из всех социальных слоев. ОПГ активно используют социальные сети (TikTok, Instagram, Telegram) для гламуризации криминального образа жизни. Европол отмечает «геймификацию» преступности, когда незаконные задачи представляются в виде «челленджей» или «игр». Распространенной схемой является вовлечение молодежи в качестве «денежных мулов» для отмывания денег.

Эффективность этих методов объясняется нейробиологией: в подростковом возрасте мозг гиперчувствителен к вознаграждению, в то время как префронтальная кора, ответственная за оценку последствий, еще не созрела. ОПГ эксплуатируют эту нейробиологическую особенность. Превентивные меры должны предлагать альтернативные, законные способы получения вознаграждения и самоутверждения.

Раздел 3: Построение устойчивости: Финансовая грамотность как превентивная стратегия

Развитие финансовых компетенций является эффективной превентивной стратегией. Она должна включать всеобщее образование, целевую поддержку и использование реального жизненного опыта.

3.1. Образование, целевая поддержка и менторство

87% практиков, опрошенных ОБСЕ, согласны с тем, что финансовая грамотность повышает устойчивость молодежи к вербовке, однако лишь 55% включают ее в свои программы. Эффективные образовательные программы должны начинаться рано, быть практико-ориентированными, охватывать ключевые темы (бюджетирование, долги, мошенничество) и строиться на партнерстве школ, НПО и частного сектора. Основные барьеры — перегруженность школьных программ, нехватка квалифицированных учителей и финансирования.

Для молодежи, покинувшей систему образования, необходимо индивидуальное консультирование. Ключевую роль играют социальные работники, которые могут провести оценку ситуации и стать связующим звеном со специализированными службами. Успешной моделью является немецкая инициатива Kurve Kriegen, где социальные педагоги работают со всей семьей, помогая родителям освоить навыки бюджетирования. Анализ «затраты-выгоды» показывает, что каждый евро, инвестированный в такие программы, приносит экономию для общества от 3 до 10 евро.

Одним из самых мощных инструментов являются наставники с релевантным жизненным опытом, которые могут эффективно деконструировать гламурный миф о преступности. Их истории воспринимаются как более достоверные. Примером является канадская программа Her Time, где женщины, имевшие в прошлом связи с ОПГ, становятся менторами для девочек-подростков. Эффективность менторства подтверждена исследованиями, которые показывают снижение уровня рецидивизма и улучшение социальной адаптации.

Раздел 4: Гендерное измерение и интерсекциональность

Анализ невозможен без понимания гендерных различий и пересечения различных форм уязвимости (интерсекциональности).

Специфические риски и необходимость гендерно-чувствительных программ: 82% практиков признают, что финансовая неграмотность по-разному влияет на юношей и девушек. У девушек наблюдается более низкий уровень финансовой грамотности, они чаще становятся жертвами сексуальной эксплуатации и часто остаются без внимания превентивных программ. На юношей давит роль «добытчика», что может подтолкнуть их к незаконным заработкам. Это диктует необходимость разработки гендерно-чувствительных программ, таких как канадская Her Time.

Интерсекциональный подход: Гендерный анализ недостаточен. Теория интерсекциональности учит, что различные аспекты идентичности (раса, этническая принадлежность, иммиграционный статус) пересекаются, создавая усугубленные формы уязвимости. Например, исследования показывают, что представители расовых меньшинств даже при высоком уровне образования демонстрируют более низкую финансовую грамотность из-за системных барьеров. Уязвимость девушки-иммигрантки из расового меньшинства будет качественно иной и выше из-за наложения таких факторов, как языковой барьер, культурное недоверие к финансовым институтам и дискриминация. Эффективные программы должны быть не просто «гендерно-чувствительными», а интерсекциональными, то есть адаптированными к сложному пересечению идентичностей и барьеров.

Раздел 5: Стратегические рекомендации и взгляд в будущее

Анализ позволяет сформулировать комплекс стратегических рекомендаций, основанных на выводах отчета ОБСЕ, с учетом будущих технологических угроз и возможностей.

Рекомендации ОБСЕ: В отчете представлено шесть ключевых рекомендаций :

  1. Повышение осведомленности о связи между финансовой неграмотностью и преступностью.
  2. Интеграция финансового образования в превентивные инициативы.
  3. Устранение гендерного неравенства в финансовой грамотности.
  4. Использование «живого опыта» и соцсетей для дегламуризации преступности.
  5. Укрепление семейных интервенций для снижения финансового стресса.
  6. Расширение государственно-частного партнерства (ГЧП).

Новые угрозы и возможности: Технологическое развитие открывает как новые каналы для эксплуатации, так и инновационные инструменты для защиты.

  • Новые угрозы: Использование ИИ и Deepfakes для создания высокореалистичных подделок в мошеннических схемах и анонимность децентрализованных финансов (DeFi) для отмывания денег
  • Новые возможности: FinTech в образовании (мобильные приложения с геймификацией), AI-тьюторы и VR-симуляции для персонализированного обучения, а также инновации в банковской сфере для выявления «денежных мулов» с помощью машинного обучения и поведенческой биометрии.

Заключение: Эффективная превенция требует создания комплексной экосистемы, объединяющей усилия системы образования, социальной поддержки, правоохранительных органов, частного сектора и гражданского общества. Инвестиции в финансовую грамотность молодежи — это не просто тактическая мера, а стратегическое вложение в экономическую устойчивость, социальную справедливость и долгосрочную безопасность общества.

← К списку статей

Читайте также

Преимущества сбережений в банке

Преимущества сбережений в банке

Обязательное страхование жилья

Обязательное страхование жилья

Что нужно знать о цифровом соме — главные детали от Нацбанка

Что нужно знать о цифровом соме — главные детали от Нацбанка

Проведение платежей посредством QR-кода.

Проведение платежей посредством QR-кода.